Отдел по образованию Каменецкого районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
«Видомлянская средняя школа» Каменецкого района

Классному руководителю

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

 

1. В своей работе классный руководитель руководствуется Кодексом Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, а также иными законодательными актами Республики Беларусь в сфере воспитания, уставом учреждения образования, иными локальными нормативными актами.

2. Классный руководитель в своей работе взаимодействуют с руководителем учреждения образования, заместителями руководителя учреждения образования, педагогическими работниками, руководителями первичных общественных объединений, ученическим самоуправлением, другими заинтересованными лицами, а также законными представителями обучающихся с целью координации работы по формированию личности учащихся.

3. В своей работе классный руководитель руководствуется следующими принципами: личностно-ориентированный (индивидуальный) подход в воспитании, уважение личности учащихся, приоритет прав и законных интересов обучающихся, содействие социализации, саморазвитию и самореализации учащихся, формированию их гражданской позиции, здорового образа жизни, развитие ученического самоуправления, доброжелательность в отношениях с обучающимися и их законными представителями, обеспечение гуманистического характера воспитания.

4. Работа классного руководителя должна быть подчинена общим целям обучения, воспитания и развития личности учащихся, коллектива класса.

5. Классный руководитель всесторонне изучает индивидуально-личностные особенности каждого учащегося, коллектива класса, особенности семейного воспитания учащихся, проводит мониторинг оценки качества воспитания;

6. Классный руководитель осуществляет в классе идеологическую и воспитательную работу с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, склонностей, интересов, потребностей и ценностных ориентации учащихся, специфики учреждения образования и социокультурной среды;

7. Классный руководитель проводит еженедельно информационные часы с целью своевременного ознакомления учащихся с социально-экономической, общественно-политической и культурной жизнью страны по тематике, утвержденной заместителем руководителя, отвечающего за организацию идеологической и воспитательной работы;

8. Классный руководитель проводит  еженедельно классный час по запланированной тематике, а также не реже одного раза в месяц по вопросам дисциплинарной ответственности, результатам учебной деятельности учащихся, участия в общественно полезном труде, культурной и общественной жизни класса;

9. Классный руководитель способствует созданию условий для успешной учебной деятельности учащихся, укреплению дисциплины в ходе образовательного процесса, развитию умений и навыков самостоятельной учебной работы, адаптации в учреждении образования, в том числе:

9.1. осуществляет ежедневный контроль за состоянием успеваемости, учебной дисциплины, внешнего вида, досуговой занятости учащихся;

9.2. ведет ежедневный учет посещаемости занятий; в течение учебного дня устанавливает причину отсутствия учащихся в школе, в случае отсутствия без уважительной причины уведомляет социального педагога, зам.директора по воспитательной работе либо дежурного администратора

9.3. постоянно информирует родителей об успеваемости, случаях нарушения дисциплины и пропусков занятий по неуважительным причинам с целью повышения ответственности родителей (законных представителей) за результаты обучения и воспитания детей.

10. Классный      руководитель способствует созданию в классе, учреждении образования здоровьесберегающего пространства, сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся;

11. Классный руководитель совместно со специалистами СППС учреждения образования изучает особенности семейного воспитания учащихся, выявляет учащихся, находящихся в социально опасном положении; проводит работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, поддержке несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, правовому просвещению учащихся, профилактике противоправного поведения, в том числе:

11.1. проводит обследование жилищно-бытовых условий проживания учащихся вновь прибывших – в течение недели после зачисления в учреждение образования, на всех учащихся два раза в год (сентябрь, январь);  представляет на утверждение директора отчеты по результатам посещения семей на дому (акты, отчетные таблицы) не позднее 10 октября, 10 февраля.

11.2. при выявлении признаков социально опасного положения учащегося незамедлительно информирует руководителя учреждения образования;

11.3. совместно со специалистами СППС учреждения образования участвует в социальном расследовании при получении информации о социальном неблагополучии в семье учащихся;

11.4. при признании учащихся, находящимися в социально опасном положении, вносит предложения и участвует в разработке и осуществлении плана защиты его прав и законных интересов;

11.5. организует работу по вовлечению учащегося в объединения по интересам, факультативные занятия, спортивные секции и иные виды внеурочной занятости;

11.6. обеспечивает своевременную подготовку установленной отчетности по проведению воспитательно-профилактической работы с учащимися, состоящими на учете.

12. Классный руководитель оказывает педагогическую поддержку органам ученического самоуправления, первичным организациям общественных объединений «Белорусская республиканская пионерская организация», «Белорусский республиканский союз молодежи», другим детским и молодежным общественным объединениям, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;

13. Классный руководитель развивает традиции учреждения образования, содействует обеспечению соблюдения правил внутреннего распорядка, защиты прав и законных интересов учащихся;

14. Классный руководитель привлекает учащихся к общественно-полезному труду, содействует вторичной занятости учащихся, их творческой, культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности, участию в работе объединений по интересам, клубов, секций, деятельности органов ученического самоуправления;

15. Классный руководитель осуществляет организацию воспитательного процесса во внеурочное время, в шестой школьный день и каникулярный период; Организует участие  класса  в проводимых внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятиях.

16. Перед проведением мероприятий, связанных с выходом за пределы школы (походы, экскурсии и т.д.) классных руководитель проводит с учащимися обучающие занятия по соблюдению правил дорожного движения, мерам безопасности и правилам поведения в общественных местах с оформлением протокола занятия. Во время проведения экскурсий, культурно-массовых мероприятий находится рядом с детьми, контролирует их поведение, несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся

17. Классный руководитель содействует организации питания и медицинского обслуживания учащихся в соответствии с установленными требованиями;

18. Классный руководитель оказывает содействие по дальнейшему жизнеустройству учащихся после получения ими общего базового (среднего)  образования.

19. Классный руководитель повышает квалификацию и постоянно совершенствует свое профессиональное мастерство.

20.    Классный руководитель ведет плановую и учетно-отчетную документацию, установленную должностной инструкцией учителя и настоящими функциональными обязанностями.

21. Классный руководитель планирует воспитательную работу с учащимися с учетом специфики и особенностей класса на основе плана идеологической и воспитательной работы учреждения образования на учебный год. Разрабатывает планы идеологической и воспитательной работы на учебный год и четверть, руководствуясь примерной структурной моделью ведения документации, регламентирующей организацию воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования (СНД 36, 2012).

22. Классный руководитель для организации идеологической и воспитательной работы с классным коллективом проводит анализ своей деятельности, который отражается в аналитическом отчете за год.

23. Классный руководитель заполняет социально-педагогическую характеристику класса, которая поддерживается в актуальном состоянии в течение года.

24. Фактическое выполнение организационно-воспитательной работы учитель отражает в классном журнале.

25. Классный руководитель участвуют в работе учебно-методического объединения классных руководителей, которое создается с целью оказания методической и практической помощи в организации и проведении идеологической и воспитательной работы, повышения профессионального мастерства, обобщения и распространения лучшего опыта работы классных руководителей.

26. Классный руководитель выполняет иные обязанности, установленные Министерством образования РБ, органами административного управления и должностной инструкцией учителя и другими локальными нормативными актами  учреждения образования.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССА:

I.       Общие сведения о классном коллективе.  История егоформирования:

  • количество учащихся;
  • из них мальчиков, девочек;
  • возрастной состав;
  • есть ли прибывшие ученики (из каких школ);
  • смена классного руководителя.

II.      Содержание и характер учебной деятельности:

  • общая характеристика успеваемости, дисциплины;
  • наличие контроля за оценками отдельных учеников;
  • дисциплина на уроках (кто нарушает?);
  • пропуски уроков.

III.     Жизнь класса вне учебных занятий:

  • интерес к кружкам, экскурсиям, коллекционированию и т. д.;
  • участие классного коллектива в общешкольной жизни;
  • проявление сознательной дисциплины;
  • влияние на класс родительской общественности;
  • общественно полезный труд в классе, школе.

IV.    Руководство классным коллективом и его организацией:

  • актив класса, его работа (выделить лучших);
  • участие в школьных мероприятиях;
  • наличие неформальных лидеров, причины их влияния на класс;
  • наличие отверженных.

V.     Взаимоотношения внутри коллектива:

  • степень сплоченности;
  • проявление взаимной требовательности, чуткости, взаимопомощи;
  • наличие или отсутствие группировок;
  • особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками;
  • эмоциональное неблагополучие отдельных детей.

VI.    Общие выводы:

  • уровень развития коллектива;
  • характер общего эмоционального климата в коллективе;
  • дисциплинированность;
  • определение основных недостатков в организации жизни коллектива.

Характеристика должна содержать достаточное количество обоснованных конкретных педагогических выводов, учитывающих специфику данного коллектива

 

 

 

 

Ранее выявление неблагополучия в семье учащихся

Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичнй профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

  • cоциально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);
  • медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей – особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
  • социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);
  • социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);
  • психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);
  • криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная).

Механизм выявления неблагополучных семей

Выявление неблагополучия в семьях связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих учреждение образования. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями учащихся используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает классный руководитель, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка , и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:

  • утомленный, сонный вид;
  • санитарно-гигиеническую запущенность;
  • склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
  • неумеренный аппетит;
  • задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
  • привлечение внимания любым способом;
  • чрезмерная потребность в ласке;
  • проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;
  • проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
  • трудности в обучении.

Признаки физического насилия в семье проявляются:

  • в боязливости ребенка;
  • в выраженном страхе взрослых, в проявлении тревоги в форме тиков, сосании пальца, раскачивания;
  • в боязни идти домой;
  • в жестоком обращении с животными;
  • в стремлении скрыть причину травм.

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, классными руководителями, педагогом социальным, педагогом-психологом проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность учреждения образования. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.