Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Биоразнообразие

Беловежская пуща — национальное богатство  Беларуси
 В  30 км от нас  расположен  национальный парк «Беловежская пуща»,  которому присвоен статус «биосферный заповедник».  На территории всей Европы нет леса большего по своим размерам, здесь успешно существуют  множество видов растений, животных, деревьев, причем при всем этом многообразии выглядит все очень красиво. Мы очень гордимся тем, что живем рядом с таким волшебным местом. Учащимися 6-7 классов в фойе второго этажа школы оформлена фотовыставка «Беловежская пуща — национальное богатство Беларуси». Здесь нами размещена картосхема национального парка, а также фотографии  диких животных,  птиц,  дикорастущих растений, включенных в Красную книгу Беларуси.  Учителем биологии Хартонюк А.В. разработана экскурсия для  школьников «Беловежская пуща»
 

Клумба для бабочек

Мы очень  любим растения на нашем пришкольном  участке,  холим розы, лелеем хосты, ухаживаем за гейхерами. Но, помимо цветов, наши клумбы  посещают и удивительные создания, многие из которых превосходят по красоте самые прекрасные и любимые цветы. Это бабочки, порхающие с цветка на цветок в поисках нектара.

Как привлечь бабочек на клумбу? В отличие от пчел они обладают развитым обонянием, бабочки объект воспринимают визуально, а запахи  воспринимают только сильные. Поэтому на клумбе  должны быть яркие и душистые цветы.  Бабочки любят солнце, поэтому свою клумбу мы разместили на отрытом солнечном месте рядом со школьной изгородью и придали ей форму крылышка  бабочки. На заднем плане  высадили георгины и дельфиниум. Бабочки любят разнообразное меню, они прилетают не полюбоваться растениями,  а питаться нектаром. А значит, нам нужны цветы-медоносы. В качестве таких растений мы высадили эхинацею, календулу, сальвию, турецкую гвоздику. А чтобы придать четкую форму и завершенный вид, мы высадили  полукруг из хосты.  Надеемся, что наша клумба  понравится бабочкам!

     


 

В рамках проекта «Зелёная школа» в нашей школе создавалась клумба для бабочек. Но кто такие бабочки? Для чего они нужны в природе? Такие вопросы встали перед первоклассниками, и было принято решение поближе познакомиться с этими чудесными созданиями. Ребята искали интересующий материал  в интернете вместе с родителями, знакомились с художественной литературой о бабочках во время библиотечного часа «Крылатые цветы», делились своими находками с одноклассниками. Даже целый учебный день полностью посвятили этой теме, так и назвали его «День бабочек»: на уроке чтения читали и анализировали познавательные рассказы о бабочках, на уроке письма составляли предложения о них же, на уроке труда выполнили декоративное панно с бабочками в технике оригами, а на большой перемене вышли на пришкольный «дикий луг» понаблюдать за разнообразием и поведением бабочек в природе. Бабочку капустницу и бабочку крапивницу ребята распознали сразу, а про остальных бабочек, которых успели сфотографировать, было решено расспросить у учителя биологии.

           


 

«Многоэтажка» для насекомых

От крохотных насекомых зависит больше, чем мы думаем. Они не только опыляют растения, но и участвуют в невидимой борьбе с вредителями и даже с заболеваниями. И полезных насекомых в сад нужно привлекать не в меньшей мере, чем бабочек или животных. А для этой цели мы решили на территории школы  построить «многоэтажный» дом для насекомых.

В качестве «несущих стен» мы использовали  строительные поддоны, здесь важно, чтобы стены и крыша были надежной защитой. Самое главное в обустройстве домика  — собрать материалы, в которых полезные насекомые могут обустроить свой приют. Нами были использованы:

  • просверленные куски дерева с вертикальными или горизонтальными ходами;
  • небольшие остатки досок;
  • шишки;
  • сено;
  • сосновые иголки;
  • березовый хворост;
  • полый кирпич;
  • стебли злаков.

Очень надеемся, что божьи коровки, златоглазки, журчалки, наездники, клопы-щитники, уховертки и др. жучки-козявки  обязательно переберутся в построенные нами «квартиры», когда похолодает.

      


 

Задание 1.5. Изучение разнообразия наземных насекомых на пришкольной территории и территории природного  окружения


 

Задание 1.3. Изучение разнообразия аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на пришкольной территории


 

Задание 1.2. Изучение изменчивости видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания на территории учреждения образования, используя квадратную рамку со стороной в 1 м


 

Задание 1.1. Изучение видового разнообразия дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории и территории природного окружения учреждения образования.


 

Закончен подготовительный этап изучения видового разнообразия дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории (и прилегающей к школе территории). Учащиеся 7 класса подготовили отчет по изученному теоретическому материалу, а также экземпляры растений для будущего гербария.

Выбраны на территории подходящие места для изучения изменчивости видового разнообразия дикорастущих травянистых растений, определили некоторые из них с помощью определителя.

Изучено разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на территории учреждения образования. Учащиеся готовят список всех аборигенных и интродуцированных видов деревьев и кустарников, произрастающих на пришкольной территории (и прилегающей к школе территории). Отмечают их  местонахождение на картосхеме территории школы.

       


 

Дикий луг -  это микс из дикорастущих многолетних цветов и трав. Такой состав обеспечивает непрерывное цветение с весны до глубокой осени. Кроме эстетической привлекательности  газон такого типа восстанавливает природный баланс в экосистеме участка.

В ходе реализации проекта «Зелёная школа» был разработан план создания «дикого луга»:

  1. Определение места размещения и растительного  ассортимента «дикого луга»;
  2. Агротехнические работы по созданию и содержанию «дикого луга»;
  3. Нанесение на картосхему местонахождения «дикого луга»;
  4. Составление отчета и размещение информации на сайте учреждения образования.

 

После ввода в эксплуатацию нового спортивного зала и благоустройства школьной  территории осенью 2019 года  стало возможным определить  площадку  для размещения луга.    Он протянулся вдоль забора, с другой стороны которого были высажены туи. Площадь «дикого луга» - 100 м2

Участок под газон   перекопан на глубину 25-30 см и очищен от корней, камней и сорняков. Семена  высеяны во влажную почву и заделаны граблями. Затем их прикатали и полили.

 

Основой газона являются многолетние травы:

  • Тимофе́евка лугова́я ( Phleum pratense)
  • Лисохво́ст лугово́й (Alopecúrus praténsis) 
  • Мя́тлик лугово́й ( Poa praténsis) 
  • Костёр безо́стый, или Костре́ц безостый ( Brōmus inērmis)
  • Овся́ница луговая (Festuca pratensis)

 

Также присутствуют:

  • Будра плющевидная (Glechomahederacea)
  • Вероника дубравная (Veronicachamaedrys)
  • Веро́ника полева́я (Veronica arvensis) 
  • Вероника лекарственная (Veronicaofficinalis)
  • Горошек мышиный (Viciacracca)
  • Живучка ползучая (Ajugaretans)
  • Тысячели́стник обыкнове́нный ( Achilléa millefólium)
  • Ясно́тка пурпу́рная ( Lámium purpúreum) 
  • Звездча́тка сре́дняя (Stellária média)
  • Дымя́нка лека́рственная ( Fumária officinális)
  • Лю́тик ползу́чий ( Ranunculus repens) 
  • Лю́тик е́дкий ( Ranúnculus ácris) 
  • Одува́нчик лека́рственный (Taráxacum officinále) 
  • Ясколка полевая (Cerastium arvense L.) 
  • Фиа́лка полева́я ( Víola arvénsis) 
  • Вьюно́к полево́й (Convōlvulus arvēnsis)
  • Клевер лугово́й, или клевер красный ( Trifolium praténse)
  • Кле́вер ползу́чий, или Клевер бе́лый, ( Trifolium repens) 
  • Крапи́ва двудо́мная ( Urtíca dióica) 
  • Мята лугова́я ( Méntha arvénsis) 

 Цветущие растения покрываются цветками  поочередно, сменяя друг друга. Поэтому луг постоянно остается красочным и ярким. Несмотря на холодную весну в первых числах мая «дикий луг» сияет желтыми, синими,  пурпурными, белыми и голубыми цветками  фиалки полевой, одуванчиков, яснотки и  вероники.

Неожиданно на нашем лугу обнаружился  рапс, семена которого попали вместе с семенами трав при посеве. Учащиеся 9 класса Бузук Александр, Здрок Ирина, Добыш Павел, Сахарук Ульяна, Заец Даниил пропололи газон, освободив его от  рапса и сорняков.

     

       


 

Аист у многих народов считается символом весны, счастливой семейной жизни и чистоты. Ведь недаром существует поверье о том, что именно аист приносит младенца в дом, а значит дарит счастье двум любящим людям. 

 Аисты - верные птицы. Улетая на зиму, как и журавли, аисты громко кричат, словно стонут, прощаясь с родным гнездом. Легкие черно-белые тени пересекают небосвод, а затем птичьи крики затихают, пустеет до весны высокая синь. Но весной аисты возвращаются обратно - в то гнездо, которое было покинуто накануне, в котором были высижены птенцы прошедшим летом. А летят они из Африки большой стаей, так выбирая маршрут, чтобы он не проходил над морем. Традиционно, как только первые птицы возвращаются в родные места, мы проводим ДЕНЬ АИСТА. В этом году мы наблюдали их возвращение ещё в первых числах апреля, но неблагоприятная эпидемиологическая обстановка сдвинула немного сроки учебной четверти, поэтому провести в этом году праздник крылатых символов Беларуси мы смогли только 21 апреля. Ребята подготовили на каникулах стихи и интересные факты об аистах, а на мероприятии поделились с одноклассниками своей информацией, просмотрели видеофильм «В мире животных. Аисты», разгадывали занимательные задания об этих птицах. Урок рисования тоже был посвящён изображению аистов. А ещё мы изготовили информационные листки "Поможем аистам", ведь им всё труднее находить места для своих больших гнёзд. Эти листки мы раздавали жителям нашего агрогородка - может хоть кто-то, прочитав их, задумается над существующей проблемой.

      


 

Учащимся 3 класса было интересно узнать кто такие беспозвоночные, чем питаются, где живут. Решили изучить информацию по данной теме, найти ответы на интересующие вопросы. Ребята начали с библиотеки, обратились к интернет источникам. Работа проводилась в несколько этапов. 1 этап"Общие сведения о беспозвоночных. Узнали, что все беспозвоночные относятся к классу насекомых, познакомились с характерными признаками. Описано около 900 000 видов насекомых. 2 этап"  Полезные насекомые в сельском хозяйстве ". Насекомые помощники человека в выращивании плодовоовощных культур. Для защиты растений в саду используются полезные насекомые в качестве естественных врагов вредных организмов:тлей, личинок коробов. Насекомые опыляют растения. 3 этап" Положительное влияние на здоровье человека". Ребята узнали, что в состав медведок входит кантиридин, который помогает при заболевании лёгких. Для лечения психоэмоциональных заболеваний применяется метод " Бабочкотерапия". 4 этап " Сравнение жизни насекомых и пресмыкающихся.

С наступлением тёплых деньков учащиеся третьего класса начали воочию знакомиться с беспозвоночными.

      


 

В этом учебном году школа приняла участие в областном конкурсе «Птичье рандеву» (номинация «Экокормушка»: 3 фотографии уч-ся 1 кл. (Брищук Е.Н., учитель начальных классов); 2 фотографии (учащиеся 2 и 4 классов (Росляк О.М., педагог-организатор); номинация «КиноКормушка»: учащиеся 6 кл. (Малыхина А.И., классный руководитель 6 класса); номинация «Птички-методички»: проект (Росляк О.М., педагог-организатор). С нетерпением ждём результатов, ведь в прошлом году работа (эссе«Птицы моей малой Родины – это красота и тайна»)Ялковского Дениса, учащегося 9 класса, под руководством учителя русского языка и литературы, педагога-организатора Росляк Оксаны Михайловны в номинации «Топ-5» на областном конкурсе «Птицы в центре внимания» заняла 3 место.

  


 

В рамках областной экологической акции «Поддержим птиц!» было развешено 136 кормушек, изготовлено и размещено 16 искусственных гнездовий, проведены следующие  информационно-массовые мероприятия:«В мире птиц» - открытие экологической акции «Поддержим птиц!» (Росляк О.М., педагог-организатор); книжно-журнальная выставка «Пернатые друзья» (Обламская Н.И., библиотекарь); информационные часы («Международный день лесов» (5 кл.), «Заочное путешествие по заповедникам Республики Беларусь» (7 кл.); классные часы «Птицы у кормушки» (1 кл.), «Что я знаю о птицах» (2 кл.), «Удивительный мир птиц» (8 кл.), «Птичий калейдоскоп» (9 кл.), «Профессия орнитолог» (10 кл.); беседа-игра «Зимующие птицы» (3 кл.); викторины (познавательная викторина «Наши соседи» (1 кл.),  экологическая викторина «Знатоки природы» (5 кл.),викторина «В гостях у пернатых» (9 кл.); познавательное мероприятие «Покормите птиц зимой» (1 кл.);операция «Забота о пернатых друзьях» (работа «птичьих столовых») (Росляк О.М., педагог-организатор; отряд милосердия «Доброе сердце»; уч-ся1-4 классов); акции (экологическая акция «Покормите птиц зимой» (1 кл.), «Птицы – наши друзья» (2 кл.), «Поможем пернатым» (3 кл.), «Покормите птиц зимой» (4 кл.), экологическая акция «Поможем птицам перезимовать» (5 кл.), экологическая акция «Трудно птицам зимовать – нужно птицам помогать» (5 кл.), «Покорми крылатого друга» (6 кл.), «Поможем зимующим птицам» (7 кл.), экологическая акция «Кормушка» (10 кл.); участие в областном конкурсе «Птичье рандеву» (номинация «Экокормушка»: 3 фотографии уч-ся 1 кл. (Брищук Е.Н., учитель начальных классов); 2 фотографии (учащиеся 2 и 4 классов (Росляк О.М., педагог-организатор); номинация «КиноКормушка»: учащиеся 6 кл. (Малыхина А.И., классный руководитель 6 класса); номинация «Птички-методички»: проект (Росляк О.М., педагог-организатор); мастер-класс по изготовлению кормушек (Шпак А.Г., учитель трудового обучения; учитель биологии, Хартонюк А.В.), мастерская по изготовлению кормушек «Правильный синичник» (Шпак А.Г., учитель трудового обучения;Росляк О.М., педагог-организатор), мастерская по изготовлению экокормушек «Угощение на верёвочке» (Росляк О.М., педагог-организатор); фотоотчёт в рамках акции«Поддержим птиц зимой!» по изготовлению кормушек  «Фотомгновение» (Росляк О.М., педагог-организатор; клас. рук. 1-11 кл.); распространение среди родителей и жителей аг.Видомля листовок «Поможем птичкам!» (Росляк О.М., педагог-организатор, отряд милосердия «Доброе сердце»); операция «Кормушка» (1 кл.); турнир эрудитов «Мир птиц» (6 кл.); конкурс рисунков «Они такие разные» (Росляк О.М., педагог-организатор; клас. рук. 1-6 кл.); конкурс  чтецов «Птичья мозаика» (Росляк О.М., педагог-организатор; клас. рук. 1-6 кл.); литературные чтения «Наши пернатые друзья» (1-6 кл.); игра «В мире птиц» (1 кл.), познавательная игра «Птичий ринг»; КТД «Экологическая неотложка»; Изготовление памяток и проведение акции «Поможем птицам в зимнюю стужу» (Росляк О.М., педагог-организатор, отряд милосердия «Доброе сердце»); познавательная лекция «Доброта начинается с малого - покормите птиц зимой» (Росляк О.М., педагог-организатор); экологический рейд «Чтобы птичка летом пела, покорми её зимой» (Росляк О.М., педагог-организатор); просмотр и обсуждение фильмов «Зимующие птицы», «Мастер-класс: «Смастери кормушку! Подкармливай птиц зимой!» (Росляк О.М., педагог-организатор); познавательный час «Глухарь- птица 2020 года в Беларуси» (Росляк О.М., педагог-организатор); экологическая игра-путешествие «День птиц!», посвящённая Международному дню птиц (Росляк О.М., педагог-организатор).


 

В рамках экологической акции «Поможем птицам перезимовать» для первоклашек прошёл библиотечный час «Цікавыя сустрэчы на птушынай дарозе». Шиловец М.А., библиотекарь Видомлянского ДК, презентовала для ребят книжный фонд по «птичьей» теме, рассказала о повадках зимующих птиц, показала презентацию о птице года — глухаре, приготовила занимательные задания по теме. 

     


С целью привлечения птиц и наблюдения за их гнездованием учащиеся 11 класса сделали искусственное гнездовье и разместили их на школьной территории. Ребята надеется, что гнездовья  не будут пустовать  и вскоре обретут своих пернатых хозяев.


Первых птиц наблюдали на своих эко-кормушках учащиеся первого класса. Это воробьи и синицы. Птицы пугливые, близко не подпускают, но сфотографировать их удалось. Угощайтесь на здоровье, пернатые друзья!

   


Наши первоклашки активно включились в областную акцию «Эко-кормушка». Самые активные девочки вместе с мамами изготовили экологические вкусняшки для пернатых. Тут и звёздочки, и мишки, и шарики. Творческий подход!  После уроков ребята развесили их на пришкольной территории.

    


Зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Голодная птица сильно страдает от холода. Нужно поддержать птиц зимой, сделать для них кормушки и не забывать подсыпать в них корм. Хоть эта зима и выдалась мягкой, но традиционная ежегодная акция «Поможем птицам перезимовать» в полном разгаре. Ребята с удовольствием мастерят вместе с родителями «столовые» для пернатых и развешивают их на пришкольной территории. Кормушку от первого класса смастерила семья Даши Чернухи. 

    


 

Наши учащиеся активно включить в школьную акцию «Поможем птицам перезимовать». Семиклассники изготовили «волшебный» домик-кормушку, первоклассники развесили на территории школы «вкусных мишек», а еще мы просто оставили мелкие гроздья на кустах калины.

 

Разделы сайта